- Любовь можно считать квазирелигией нашего времени. Она даже во строению своему похожа на самую настоящую религию. У тебя есть единый бог - человек, которого любишь. Говорить о том, что люди любят отдельные личности, которые нельзя приравнивать друг к другу не стоит. Это лишь отдаленно так. Потому что Бог в религии тоже для каждого - свой, пусть и объединенный одним именем. В любви же он просто носит множество имён и личин. Но суть остаётся той же. Человек отдаёт этому новонареченному богу всего себя, слагает ему молитвы, если умеет, или же берет чужие. Иконы заменяют фотографии. И человек готов с пеной у рта доказывать, что его бог самый милосердный, правильный и прощающий. А доказать обратное почти невозможно. Люди добровольно возлагают себя на алтарь к этом богу и сами же вонзают в себя нож, принося в жертву. Верующие. Фанатики. Да у любви даже свои атеисты есть, убежденные в ее несуществовании.
- Ну, допустим убедительное сравнение. Пускай любовь будет новой квазирелигией. Но какая разница? Почему тебя это вообще волнует?
- Просто это... забавно. Мне нравится наблюдать за людьми, обществом. Ты только посмотри, как все выходит, если отбросить всякую мишуру. Люди больше не представляют себя без любви. Все их метания сводятся к одному - найти себе бога. И если ты с этим не справляешься или же, что ещё хуже, осознанно отказываешь, тебя просто сжирают. И это превращается в своеобразный вирус. Любовный менингит. Даже если ты не хотел, в твой мозг все равно проникает мысль, что тебе необходимо любить и быть любимым. Тебе кажется, что с тобой что-то не так, если ты к этому не стремишься. И в процессе бесконечной рефлексии под бомбардировкой социальных норм приходишь к выводу, что тебе необходим этот бог. И уже не важно, какой. Лишь бы был, лишь бы свой. Потом начинаются убеждения всех вокруг и себя самого, что все у тебя в порядке и просто замечательно. Даже если это не так. Потому что мы живём в очень религиозном обществе, пусть и процент атеистов растёт. Общество не в состоянии функционировать без религиозной поддержки. А что именно будет выступать в этой роли - дело уже вторичное. И если ты не вписываешься, или течение твоей религии хоть немного отличается, тебя заклюют. И, если уж быть честным, такое поклонение любви меня даже немного пугает. Ну то есть, понимаешь, тебе не оставляют шанса быть кем-то другим. Только бог или верующий. Верующий или бог. Саморазвитие, как религия, вытоптано уже давно. Карьера близка по значимости, но без неё люди все же могут себя представить. А быть одному - постыдно. Чувствуешь себя ущербным, неправильным, неполноценным. И в итоге весь внутренний человеческий мирок сводится в одну точку: "Любите меня, пожалуйста". И это вместо того, чтобы расширяться до колоссальных размеров. Но и это ещё полбеды.
- О, и в чем же ты находишь ещё проблему, мой убежденный социопат-мизантроп? Знаешь, мне кажется, что не тебе судить о любви. Тем более других людей. Пусть чувствуют и делают, что хотят. Это их и только их дело. А про навязывание любви... Мне кажется, ты преувеличиваешь.
- Да нет, в том-то и проблема, что в моих словах нет гиперболизации. А проблему я нахожу в том, что пусть любовь и является подобием религии, у нее нет никакого свода правил. И это дает людям полную свободу в их действиях. А это только звучит хорошо. На деле же подобный расклад может иметь сотню негативных последствий. Потому что отсутствие элементарных законов дает людям право на чувство собственничества, случайные измены, присвоение, унижение и запугивание своего партнера, необузданную ревность и прочие пороки человечества.
- А вот тут я бы с тобой поспорил, Эм. Что значит, у любви нет правил? Их более чем достаточно: быть верным, поддерживать своего любимого, быть на его стороне, не врать, заботиться о нем, стараться делать счастливым, не изменять, между прочим. Чем тебе не свод правил?
- М, это ведь совсем не то, Май. Не свод правил. Не то, что можно было бы им назвать. Это просто то_что_стоит_делать_в_любви. В христианстве есть Библия, в исламе — Коран, в индуизме — Веды, в буддизме — Тапитака. И так далее. Уголовный кодекс в обществе, коль твоей атеистичной душе будет угодно. Вот они, своды правил, которые должны регулировать поведение человека. А про любовь нигде и ничего не записано. Да человечество даже самой любви не может найти определенного понятия, а ведь философия существует со времен Древней Греции. Поэтому люди ведут себя так, как им показано в массмедийном пространстве. Их Библия — любовные романы. Их бог — смертный человек, возведенный в абсолют. Их иконы — фотографии. А меж тем, настоящему Дьяволу так легко спрятаться под личиной пастыря этой квазирелигии. Или даже в образе человеческого бога. Стоит лишь немного поменять шаблон, и люди будут принимать за любовь совершенно иные чувства: собственничество, аутофобия, страх социального несоответствия, похоть, желание иметь своего раба, зависть, злость и остальная компания смертных грехов. Любовь — это не просто квазирелигия. Это религия наоборот.
- Ну и что же ты тогда предлагаешь? - не выдерживаю, наконец, я. Эм смотрит рассеянно, словно забыл, что я тоже его слушаю. — Отрицать любовь? Бежать от нее, как от огня? Поливать грязью? Спрятаться в башне и ничего вокруг не видеть и не слышать? Знаешь, чтобы что-то судить, не мешало бы иметь попутно способ решения проблемы, по поводу которой ты возмущаешься. Ну так что ты можешь предложить бедненьким последователям квазирелигии?
- Не обращай внимания, - отмахивается Май. - Просто Эм у нас не верит в любовь и прочие вытекающие.
— Не говори глупостей, — огрызается Эм и нервно кидает взгляд на меня. — Я верю во всемогущего дядьку на небе, который подсчитывает наши грехи. Почему я должен не верить в любовь? Нет, это полезное чувство. Спасающее. Но оно не должно возводиться до уровня абсолютной квазирелигии. Или хотя бы должно ограничивать свое умение разрушать личность. Знаешь, вторая заповедь в Библии гласит: «Не сотвори себе кумира… Не поклоняйся им и не служи». Думаю, если любовь и можно поставить рядом с религиями, то она должна ограничиваться хотя бы этим правилом. Любовь не должна быть поклонением. Для этого уже придумали образы. Любовь — это, в первую очередь равноправие. А если один возводит другого до уровня настоящего бога — это уже болезнь. И ни к чему хорошему такое не приведет. Хуже только, когда один опускает другого до уровня своего послушника и раба, приравнивая себя самого к богу. Вот тогда действительно стоит бежать. Как можно дальше. И становится атеистом.

@темы: М., вслух.